четверг, 21 мая 2020 г.

Ремесленное училище.

  Шли бои на границе,а германские войска занимали наши населённые пункты и города...Неукомплектованная Красная армия отступала.. Настроение людей на посёлке было угнетающим. Мне тогда было 15 с половиной лет.
 На Новотульском металлургическом комбинате открыли ремесленное училище.Стране нужны были квалифицированные кадры подрастающего поколения.Я поехал туда с надеждой поступить учиться.В Криволучье оформили все документы и меня приняли в ремесленное училище.Но специальности не распределяли. Сказали что в училище будут отбирать ребят по специальностям. Назначили всем поступающим ребятам сбор на завтра в Криволучье. Среди собравшихся ребят увидел косогорского,знакомого по школе паренька Домнина,и мне стало повеселее.
  Нас как солдат построили и строем повели в баню. В бане всё наше бельё отобрали,а нам выдали всё бельё и одежду казённую,форменную. Вымылись,переоделись и строем из Криволучья повели нас посёлок металлокомбината в столовую. Столовая находилась в 50 метрах от ремесленного училища. После обеда опять строем пошли в училище.На распределили по комнатам на третьем этаже школы. Каждому выделили заправленную кровать и тумбочку на двоих.
  Ознакомились сл школой. На втором этаже размещались классы для проведения общеобразовательных занятий.фойе и красный уголок. На первом этаже были помещения производственных обучений.
  Нас стали распределять по специальностям.Меня вызвали в первой партии ребят. Я горел желанием учиться на слесаря - инструментальщика и выразил своё желание комиссии.. Но мне сказали что все места давно заняты . Из металлистов есть места только для обучения котельнокузнечным специальностям. "Оформляем в котельщики" - сказал председатель комиссии... и  меня назначили учиться на котельщика.
  Сначала нас обучали общеобразовательным дисциплинам. Половину учебного времени уходило на военное дело.
  Через два месяца учёбы нас повели знакомить с заводом. Привели в доменный цех.Были на доменной печи и в литейном дворе. Показывали загрузочное устройство доменной печи.Ходили на разливочную машину. Проходили мимо строительства доменной печи. На другой день смотрели литейное производство и котельное отделение завода.
  Завод был новый,но ещё не благоустроенный и выглядел не очень привлекательно : везде разбросаны железобетонные блоки,ящики,голая земля кучами по всему заводу. Как у плохого хозяина на дворе беспорядок.
  У меня было воображение что увижу завод новый : чистый,показательный,красивый с добротными вспомогательными цехами и хорошими подъездными путями.
  А увидел : механическое и котельное отделения размещались в помещениях барачного типа без всяких удобств. Подъездной железнодорожный путь был завален с обоих сторон металлоломом. Подъездных дорог к вспомогательным цехам кроме железнодорожного пути не было.
  И я не испытывал чувства радости...
  Не далеко от завода размещалась наша школа РУ и столовая. Около заводских ворот заводоуправление. Не далеко от школы были индивидуальные дома и маленькая деревенька. Посёлок был в Криволучье в 2 километрах от завода в сторону Тулы. Рабочие завода жили там.
  Начались практические занятия.Котельщиков водили на завод в котельно-монтажное отделение.
  Кормили нас не очень хорошо..из нашей группы Максимов мечтал о большой чашке супа как у себя в Смоленске,а теперь Смоленск был в оккупации.
  Приехал отец навестить меня. Привёз мне пачечку печенья. Я провожал его до Криволучья и по дороге сосал печенье,продлял удовольствие что бы не съесть быстро.
   В школе проводились учебные тревоги: ночью горнист протрубит тревогу,и все ученики как солдаты должны быстро одеться,выбежать на улицу и встать в строй.
  А однажды настоящая была тревога: все ученики выбежали на улицу и на площадке возле школы выстроились. В воздухе был слышен гул самолётов...в воздухе появились висящие осветительные "лампочки" сброшенные немецкими самолётами...стало светло как днём. "Ложись!" раздалась команда...все ребята легли на землю...через минуту стало темно..сгорели немецкие парашютные светильники. Светящиеся лучи прожекторов бороздили небо ища самолёты. На небе появились вспышки взрывов зенитных снарядов..потом стало тихо.
   На следующий день в училище осталось только трое учеников : Максимов из Смоленска,Черных из Сталиногорска -детдомовский и я. Куда же все исчезли ? Я не понимал. Оказывается все разбежались по домам ..и я ничего не заметил...какой же я наивный..что же делать ?
  Максимову и Черных ехать не куда,их отправят на Урал. А у меня отец,мать,сестра на Косой Горе,что с ними ? Раз все уехали,значит им сообщили как правильно поступать,размышлял я. Мне то же надо срочно ехать и отправился домой.
   Дома никого не было.Стекла в доме разбиты.. прищёл отец с работы. "Сынок хорошо что ты приехал " сказал он. "Нас здесь бомбили : кубовую разбомбили,на заводе в пылевой мешок бомба попала.На посёлке столовую разбомбили,несколько бомб недалеко от нашего дома разорвались,волною все стекла выбило из окон..." " А где же мать с Маней"-спросил я- "Я их неделю назад в Сорочинку отправил и ты давай прямо сейчас отправляйся,на вечкрний поезд садись и уезжай в деревню,пока поезда ещё ходят." 
  Я отправился под мост где останавливались поезда,к полустанку "Косая Гора".Народу там было..полно ! Женщины с узлами и маленькими детьми...Дети плачут. 
  Подощёл пассажирский поезд,остановился. Народ повалил во все вагоны садиться в поезд,а он уже полный народом и из поезда никто не выходит. Я кое как уцепился кончиками пальцев за поручни и на носках стою на подножке вагона,а на меня масса тел давит,я еле держусь...пальцы онемели..поезд тронулся и я спрыгнул,больше не мог держаться. 
  По расписанию поезд пассажирский должен быть завтра утром. И я решил на утреннем  поезде доехать. Шёл снег и я пощёл ночевать домой,а  рано утром вновь пошёл на поезд. Народу было много,но меньше чем вчера. Я с трудом забрался в поезд и поехал до станции Лазарево. Все пассажиры поезда боялись как бы не попали под бомбёжку.. Доехали благополучно.
  Дорогу я знал от станции Лазарево до Сорочинки. Прошёл километра три. Я иду в форме ремесленника : в шинели с блестящими пуговицами,подпоясанный широким,чёрным ремнём с бляшкой РУ ,в картузе,в чёрных брюках,в чёрных ботиночках с коричневыми перчатками на руках. Смотрю кто то идёт по дороги на встречу мне,подхожу,а это родная моя мать идёт меня встречать.. "Сынок это ты ?" -я побежал к ней и мы обнялись.долго стояли в чистом поле и рассказывали друг другу о событиях минувших дней...
  " Я три дня хожу тебя встречать днём и вечером,к приходу поезда ..тебе обязательно нужно снять всю форму и переодеться,а то придут немцы и они тебя расстреляют." -сказала мать.
  Дорогой мать мне рассказала : "Наша Армия отступала,подожгли лабазы с зерном ржи,пшеницы,гречихи,что бы немцам не досталось.Зерно сверху сгорело,а внутри нет. Это зерно мужики из разных деревень таскали. Кто на лошади,кто на себе.Из нашей деревни мужики ездили и ходили туда....Я то же ходила три раза и принесла с пуд гречихи подпалённой,надо чем то питаться..."
   Мы шли,а из далека доносились глухие звуки взрывов.Немцы по главной дороги продвигались к Щёкино. ы находились в стороне от главной дороги и немцы прошли стороной,а мы оказались в зоне оккупации.

   Чесноков В.И.
   Из воспоминаний 6 декабря 1995 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Военнопленные немцы и возвращение фронтовиков.

  Приближался конец войны. На Косую Гору под конвоем пригнали военнопленных немцев : офицеров и солдат Германской армии.  Разместили их лаге...